НОВОСТИ
11.08.2011
О создании сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов
Подробнее...
03.08.2011
Утвержден список лауреатов XV Всероссийского конкурса
01.08.2011
Семинар в Дивноморске с 12 по
Подробнее...
25.07.2011
Программа проведения семинара - совещания в
Подробнее...
22.07.2011
Два пути развития системы госзакупок: Минэкономразвития
Архив новостей

Количество людей на сайте:

Проект

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

развития сельского строительства в России и  обоснование эффективности  создания  сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива с государственной   поддержкой -  «Россельстрой»

 

 

МОСКВА, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.
Введение………………………………………………………………………………………   4
1. Сельский строительный комплекс России:
специфика, цели и задачи развития………………………………………………       5
2. Современное состояние основных фондов сельского хозяйства и сельского
строительства…………………………………………………………………………   8 .
3. Национальная  необходимость создания   сельскохозяйственного потре-
бительского строительного  кооператива «Россельстрой» с государственной
поддержкой…………………………………………………………………………… 12
4. Основные направления и приоритеты программы сельских  строительных
работ в АПК…………………………………………………………………………..  14
5.  Структура сельскохозяйственного потребительского строительного  кооператива;
организационно-экономический механизм его формирования …………………………………    15   
     
6. Источники инвестиций и необходимость диверсификации производства на
сельских территориях в условиях развития капитального строительства в
АПК……………………………………………………………………………………   17
7. Главные ожидаемые результаты (эффекты)  работы и финансово-экономическое
обоснование создаваемого сельскохозяйственного потребительского
 строительного кооператива «Россельстрой» …………………………………   24                                
Заключение…………………………………………………………………………..    29

 

  Концепция  развития сельского строительного комплекса России подготовлена  во Всероссийском институте аграрных проблем и информатики (ВИАПИ имени А.А.Никонова, директор института д.э.н. С.О.Сиптиц, научный руководитель института -
статс-секретарь –  заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, академик Россельхозакадемии А.В.Петриков), в соответствии с решением парламентских слушаний
от 23 апреля 2009 г. в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
«О  Концепции устойчивого развития сельских территорий России на период до 2020 года»;
«О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития
от 2 ноября 2009 г., поручением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2009 г.
№ ВЗ-П11-7030, письмом Минсельхоза России от 09.02.2010  № АП-10-26/985».
И.Г. Ушачев - Вице-президент, академик Россельхозакадемии,
Д.И. Торопов – директор Депагроразвития  Минсельхоза России,
доктор экономических наук.
С.А. Мытарев – президент ОАО «Центрсельстрой», заслуженный
строитель Российской Федерации
Ответственные за выпуск: А.П.Огарков, советник Россельхозакадемии, д.э.н. профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии, лауреат премии Совета Министров СССР (1987 год) за комплексную реконструкцию и благоустройство малых  деревень (общая редакция);   С.А.Огарков, к.э.н.(раздел 6).

 

 

Введение
 В 2006г. приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (№ 264-ФЗ от 29 февраля 2006г.), определивший сельское хозяйство приоритетной отраслью народного хозяйства страны, а также меры государственной поддержки аграрного сектора, комплексного развития сельских территорий. По инициативе Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева приоритетными национальными проектами «Развитие  АПК»;  «Доступное жилье»;  «Образование»; «Медицина» дан первый мощный импульс динамичному развитию этих отраслей.
 На основе вышеупомянутого закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2007г. № 446, утверждена  Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и  регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (далее Госпрограмма). Госпрограмма определяет цели, основные направления развития отрасли и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на  среднесрочный период, ресурсное обеспечение, механизмы реализации предусмотренных в ней мероприятий, целевые индикаторы и прогноз развития сельского хозяйства. Предусмотрено осуществить пилотные проекты комплексной компактной застройки многих сельских населенных пунктов в  субъектах  Российской Федерации.  Госпрограммой предусмотрены прогноз роста инвестиций в основной капитал с 229,2 млрд.рублей  в 2007г. до 376,2 – в 2010 г. и до 426,7 млрд.руб. в 2012г., а также субсидирование строительства объектов социальной сферы села.  Выделение этих средств обусловлено и потребностью создания на селе хороших условий для жизнедеятельности населения. В России 153 тысячи сельских населенных пунктов, но уже 10 процентов из них -  без постоянно проживающего населения.
 Минсельхозом России и Россельхозакадемией в 2010 году разработана «Доктрина продовольственной безопасности России» (утверждена Указом Президента  Российской Федерации от 30 января 2010г.), в которой установлены параметры объемов собственного  (российского) производства молока, мяса и других основных продуктов питания населения, на среднесрочную перспективу, а также механизмы достижения этих показателей. Осуществление этих задач невозможно без развития сельского строительства.
 Расселение населения по территории страны характеризуется высокой степенью неравномерности. По этой причине в отдаленных районах образовались малонаселенные территории, выведено из оборота и не возделывается  значительное количество земель, которые нуждаются в комплексном обустройстве и заселении. Высокая неравномерность сложившегося пространственного расселения по территории страны является серьезной проблемой. При средней плотности распространения 8 чел. на 1 км2, от Урала до Дальнего Востока – менее 1 чел. на 1 км2, а в соседних  (сопредельных) государствах – 300 чел. на 1 км2. Это обусловило  экспансию соседей на  обезлюдевшие земли, представляет угрозу целостности, приносит значительный  ущерб экономике   страны.
 Минсельхозом России определен и реализуется широкий комплекс важнейших мер по выполнению Доктрины продовольственной безопасности, дальнейшему развитию производства: совершенствование ценообразования, балансовые методы, сертификация и качество продукции, племенное животноводство, субсидирование процентных ставок по кредитам, строительство семейных ферм  и комплексов, международное сотрудничество, экспорт зерна, таможенный союз, укрепление рыночных отношений и фермерского сектора, ветеринарный и фитосанитарный контроль, улучшение кормовой базы животноводства, работы с землей, техническое оснащение, полное обеспечение зерном, овощами собственного производства и многое другое.  Этому же будет активно способствовать широкое освоение свыше 400 новейших ресурсосберегающих эффективных технологий, разработанных институтами Россельхозакадемии для сфер производства, переработки и хранения продукции сельского хозяйства.
 Одним из важнейших элементов агропромышленного производства являются трудовые ресурсы. По разным оценкам, с учетом личных подсобных хозяйств и пенсионеров, в сельском хозяйстве страны занято 5-7 млн работающих, а дефицит в целом по сельскому хозяйству (по оценкам института социальных и кадровых проблем агробизнеса системы ДПО Минсельхоза России) составляет 1,5 млн.чел., при этом около 0,5 млн.чел. – нехватка работников массовых профессий: операторов машинного доения, механизаторов.
  Из выпускников почти 60 аграрных вузов страны на село прибывает всего от 2 до 18% (по разным специальностям). Дефицит трудоспособного населения в отдаленных (депрессивных) сельских районах является одной из острейших проблем этих территорий. Их решение связано с приоритетным развитием капитального строительства на селе.  По данным социологических обследований половина жителей села нуждается в  улучшении жилищных условий, а среди молодежи – 70%, что является убедительным свидетельством необходимости безотлагательного массового развития всех видов сельского капитального строительства по объектам  социальной сферы, сельскохозяйственным производственным зданиям и сооружениям, инженерной инфраструктуры села.

1. Сельский строительный комплекс России: специфика, цели и задачи развития.
 Сельский  строительный комплекс – это  совокупность изыскательских, проектных и строительных организаций, а также предприятий строительной индустрии, знающих специфику развития сельских территорий и специализирующихся на обустройстве этих территорий с целью создания благоприятных социально-экономических условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций.
 Формой интеграции указанных организаций и предприятий должна стать некоммерческая вертикально-интегрированная структура, создаваемая на основе Федерального закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», на местном, региональном и федеральном уровнях «Россельстрой» - сельскохозяйственный потребительский кооператив по строительству с государственным участием.
 Государственная  поддержка выражается в реализации позиций, предусмотренных  статьей 7 «Государство и кооперативы» Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ, в выделении кооперативам средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, созданию кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение, субсидировании процентных ставок по кредитам на возведение объектов сельского строительства сельхозтоваропроизводителей, налоговом стимулировании и др. Объем государственной  поддержки периодически уточняется с учетом национальной потребности и финансово-экономических условий.
 Строительство в сельской местности имеет свою ярко выраженную специфику – большая рассредоточенность объектов  по территории, относительно малые объемы работ на одной площадке, агрессивная среда в животноводческих зданиях, складах минудобрений, необходимость в специальных нормах технологического проектирования производственных зданий, высокие риски в оплате заказчиками строительной продукции в условиях острого дефицита инвестиций в личных подсобных, фермерских, коллективных хозяйствах и многое другое. В сельском строительстве возможно широкое применение эффективных местных стройматериалов и облегченных конструкций, малых механизмов, обеспечение трудового участия в строительстве местного населения, то есть системы факторов, способствующих сокращению стоимости и сроков строительства.
 В ходе реформ, развития рыночных отношений резко изменилась структура сельскохозяйственных предприятий. Наряду с основной, ранее существовавшей формой – колхозами и совхозами образовались (в процентах): открытые (6,7) и закрытые (7,5) акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью (42,5), сельскохозяйственные кооперативы (32),   государственные унитарные предприятия (3,8) и др. В настоящее время хозяйства имеют существенно разный экономический потенциал: от рентабельно работающих, до находящихся  на стадии банкротства. С учетом этих специфических факторов, здесь необходима активная финансовая поддержка с обеспечением на деле приоритетности сельского хозяйства и возрождения сельского строительного комплекса. В современных условиях наиболее приемлемой организационно-правовой формой сельского строительного комплекса является сельскохозяйственный потребительский кооператив по Федеральному Закону «О сельскохозяйственной кооперации».
 Порядок образования и деятельности сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива определяется Федеральным законом № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
 Целью  создания сельского строительного комплекса является существенное повышение качества жизни сельского населения путем развития всех видов сельского строительства, обеспечение сельского населения благоустроенным доступным по затратам жильем, наиболее приспособленным и удобным для проживания в сельской местности ( в настоящее время, по фактам социологического обследования, половина жителей села нуждается в улучшении жилищных условий, а среди молодежи – 70%); строительство сельских объектов соцкультбыта (детские ясли-сады, общеобразовательные школы, учреждения  здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, быта, отдыха и спорта); выполнение заданий Госпрограммы по комплексной компактной застройке села. Наряду с этим, актуальным является строительство зерновых элеваторов и других эффективных хранилищ, обеспечивающих переработку и качественное хранение; строительство животноводческих комплексов, семейных ферм, других многочисленных сельскохозяйственных производственных зданий и сооружений. Кроме того необходим  своевременный ремонт и содержание в надлежащем состоянии существующих сельских основных  фондов, инженерного  оборудования и благоустройства сельских населенных пунктов и территорий (дороги с твердым покрытием, объекты  электро-газо-теплоснабжения, водоснабжения,  водоочистки и многое другое) с проведением эффективной научно-технической, технологической и проектной политики, обеспечивающих  снижение стоимости, сокращение сроков и повышение качества сельского строительства.
 Для решения перечисленных проблем, достижения поставленной цели,  безусловного качественного осуществления  в установленные сроки определенных для отрасли государственных заданий и мероприятий необходимо выполнить  следующие основные задачи:
 - сформировать  сельский  строительный комплекс путем создания  сельскохозяйственных  потребительских строительных  кооперативов  – некоммерческих организаций;
 - подготовить проект устава сельского строительного кооператива «Россельстрой»;
 - сформировать сеть сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов (союзов) на местах (первичных СПСК, районные, республиканские, краевые, областные) – формирование происходит по принципу «снизу-вверх»: сельхозтоваропроизводители – муниципальный район-область (край, республика в составе России), федеральный кооператив – «Россельстрой»;
 - подготовить ТЭО развития и размещения производственной базы сельстройидустрии (типовые решения и региональные особенности) с учетом сохранившихся материально-технических и кадровых ресурсов бывших ПМК Минсельстроя и МСО Росколхозстройобъединения ; с этой целью:
 - провести оценку действительного состояния материально-технического оснащения сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов и определить меры по развитию производственной базы с  учетом программы СМР, сложности и технологических особенностей возводимых объектов;
 - определить основные направления научно-технического и технологического прогресса в сельском строительстве в рыночных условиях с учетом региональных особенностей строительства;
 - провести анализ инвестиционных возможностей (сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов (СПСК) и выработать комплекс мер по устойчивому инвестиционному обеспечению сельского строительства  (субсидирование кредитов, ипотека, фонды, гранты, внебюджетные источники, налоговые льготы и др.);
 - определить меры по снижению стоимости, повышению качества и сокращению сроков сельского строительства;
 - провести оргсобрание кооператива;
 - провести государственную регистрацию кооператива «Россельстрой»;
 - воссоздать систему инженерно-геологических изысканий и проектных работ по «Россельстрою»;
 - определить участие Государственных академий наук, Россельхозакадемии, имеющей в своем составе 220 научно-исследовательских учреждений, в научном обеспечении деятельности «Россельстроя»;
 - разработать  номенклатуру типовых, повторно применяемых и индивидуальных проектов сельских жилых, общественных и сельскохозяйственных производственных зданий и инженерных сооружений с оценкой существующих проектов и необходимости разработки новых проектов;
 - разработать стратегию обновления и воспроизводства основных фондов АПК на среднесрочный период и более отдаленную перспективу, создания системы современных сельских населенных пунктов, обеспечивающих высокое качество жизнедеятельности сельского населения, коренную модернизацию социальной, инженерной и производственной инфраструктуры АПК, как перспективной программы строительно-производственной деятельности «Россельстроя».

2. Современное состояние основных фондов сельского хозяйства и сельского строительства

 А.Краткий исторический аспект.
 Сельский строительный комплекс располагал мощностями, обеспечивающими потребности развития агропромышленного комплекса страны. В тот период в более чем 6 тысячах сельских строительных организациях, домостроительных комбинатах, заводах и цехах по производству строительных материалов и конструкций было занято около 2 млн.человек, а объемы выполняемых строительных работ на селе достигали 380 млрд.рублей в год (в ценах 1990 года). Главным образом, технологически развитый в прошлом сельский строительный комплекс имел  необходимую  материально-техническую  базу и играл основную роль в сельскохозяйственном, производственном, социальном, инженерно-инфраструктурном строительстве на селе. Сельскими строителями был внесен весомый вклад в дело индустриализации развития и интенсификации сельскохозяйственного производства, социального обустройства сельских населенных пунктов и территорий. Во многом благодаря их усилиям условия труда и быта на селе были приближены к существовавшим на тот период прогрессивным социальным нормативам.
 Организационно комплекс состоял из трех технологически взаимосвязанных звеньев: районного (базы ПМК, кирпичные и деревообрабатывающие цеха, автотранспортные предприятия, полигоны железобетонных изделий и т.д.); регионального (сельские строительные организации и объединения, предприятия промышленности строительных материалов, комплексные сельские строительные проектные и научно-исследовательские институты и другие специализированные организации) и федерального.  Необходимость обеспечения на огромных просторах территории страны слаженной работы многочисленных небольших предприятий и организаций сельского строительного комплекса с соблюдением единых наиболее прогрессивных и эффективных технологических стандартов и технических нормативов объективно требовала их вертикальной интеграции, объединения в сельский строительный комплекс.
 За время реформ последних десятилетий сельский строительный, проектный и научно-исследовательский потенциал  дезинтегрирован, в значительной степени разрушен и практически утратил свои позиции массового сельского строительства в агропромышленном комплексе страны. В ходе рыночных преобразований, под лозунгами устранения избыточных и непрофильных функций в структурах управления, ликвидированы сельские строительные корпорации с подразделениями на местах – Росагропромстрой, Нечерноземагропромстрой, соответствующие проектные и научно-исследовательские структуры (с комплексными институтами – Главсельстройпроект Минсельхоза), а также успешно работавшее в 1993-1995 годах Отделение землеустройства и строительства в АПК Россельхозакадемии, Госгражданстрой и др. В результате  нет современных проектов животноводческих зданий, норм технологического проектирования, проектов жилых, общественных зданий и по многим другим сельским объектам.
 Перешли в статус рекомендательных и не обновляются строительные нормы и правила. Таким образом практически разрушена вся сельская проектно- строительная сфера, не ведется ее комплексное научное обеспечение, прекращено массовое воспроизводство основных фондов сельского хозяйства. Ежегодное выбытие основных фондов многократно превышает вод в действие новых. Удельный вес полностью изношенных основных фондов сельского хозяйства составляет 8,3%. Не осуществляется комплексная застройка сельских населенных пунктов.
 Урбанизация нашей индустриально-аграрной страны, выразившаяся в бурном росте городов, привела к обезлюдению  многих сельских территорий, северных и отдаленных от  центральных районов земель. В стране появилось много деревень, хуторов, где живут одни  старики и  в которых вообще никто не проживает. По статистической переписи населения, в 2002 году в стране было 13086 таких деревень. Сегодня из общего количества сельских населенных пунктов их уже более 10 процентов. Из производительного оборота выведено около 40 млн.га продуктивных земель. Для сравнения: общая площадь земель, засеваемая всеми странами Евросоюза составляет 37 млн.га.
 Разрушению сельского строительного комплекса способствовали также серьезные ошибки, допущенные в процессе приватизации его предприятий и организаций и резкое снижение объемов строительно-монтажных работ из-за хронического дефицита собственных финансовых ресурсов, неплатежеспособности, банкротства  потенциальных заказчиков при резком сокращении, а затем и прекращении бюджетного финансирования капитальных вложений.
 В результате длительного отсутствия платежеспособных заказов на строительство серьезно пострадало основное и самое многочисленное звено сельской строительной системы на уровне районов. Большинство этих организаций были перепрофилированы, а остальные ликвидированы.
 Б. Современное состояние.
Сохранившиеся  остатки некоторых сельских строительных организаций регионального уровня в настоящее время заняты в основном возведением городских социальных объектов и в незначительном объеме – в сельской местности. Региональные предприятия сельской строительной индустрии организационно не связаны между собой и с собственно сельским строительством. Именно эти предприятия в прошлом   покрывали потребности сельских строителей в материалах и конструкциях и располагали оборудованием, позволяющим производить продукцию, соответствующую отраслевым техническим требованиям и нормативам. Аналогичная ситуация сложилась в региональных строительных проектных институтах и других специализированных организациях. Эти региональные предприятия и организации были образованы на кооперативных принципах.
В видовой структуре основных средств сельскохозяйственных организаций за последние 10 лет произошло опережающее сокращение стоимости сельских зданий и сооружений,  обусловленное их аварийным, ветхим состоянием и высокой степенью  амортизации. Это отрицательно повлияло на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно ухудшило условия труда и быта, снизило эффективность производства.
Отсутствие оснащенного современным  высокопроизводительным   оборудованием сельского строительного комплекса объективно сдерживает развитие агропромышленного комплекса страны, отрицательно влияет на инвестиционную активность в нем и негативно отражается на результативности предпринимаемых государством мер по возрождению российской деревни, развитию сельского хозяйства страны. Вынужденное привлечение сельскохозяйственными предприятиями неспециализированных проектных и строительных организаций, использование неадаптированных к местным  условиям и отраслевым особенностям проектов, объемно-планировочных и конструктивных инженерных решений, тяжелых (промышленного типа) с огромным перерасходом материалов, преувеличенной стоимостью конструкций резко снижает эффективность капитальных вложений в аграрной сфере, ресурсосбережение, сроки и качество строительства на сельских территориях. Обусловлено  это отраслевыми особенностями сельского хозяйства, и в  первую очередь, географией рассредоточенного размещения сельскохозяйственных предприятий, которая требует работы сельских строителей на строящихся объектах и близости в расположении источников обеспечения строительными материалами и конструкциями. Развитие сельских территорий выступает  сегодня в качестве ключевой проблемы  современной аграрной политики. Одна из граней этой проблемы – освоение обезлюдевших  за последние десятилетия земель. Постепенное заселение земель, освоение имеющихся там природных даров является важной национальной проблемой, имеющей большое социально-экономическое значение.  Решение этой программной задачи   безотлагательно требует развития массового сельского строительства по всей территории страны, первоочередного создания с государственной поддержкой сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива – СПСК «Россельстрой» и его стартовой весомой  бюджетной поддержки на федеральном, региональных и местных уровнях.
Сельский строительный комплекс традиционно сглаживал сезонные колебания  потребных трудовых затрат в различных подотраслях сельского хозяйства,  активно способствовал круглогодовой занятости на селе. Значительная часть населения, занятого на сельскохозяйственных работах, в «межсезонье» была задействована на строительных работах. По мере разрушения сельского строительного комплекса закономерно сокращались возможности внутренней сезонной трудовой миграции. Данное обстоятельство, в условиях медленного развития малого и среднего предпринимательства, создало дополнительно социальные проблемы в деревне, значительно увеличило уровень безработицы в сельской местности.
Кроме того, дорожное строительство не только является одним из основных базовых условий для устойчивого социального и производственного развития сельских территорий, но и способно в массовом порядке создать новые рабочие места в сельской местности. Остро необходимое для решения задач модернизации страны увеличение объемов строительства дорог в сельской местности невозможно без привлечения к этой работе  сельских строителей.
 За сельским строительным комплексом, как  профессионально ведающим этим сложнейшим видом деятельности, требующим учета всего многообразия особенностей сельского образа жизни, традиционно сложились  главнейшие функции обеспечения единой технической и технологической политики при строительстве, гарантирующие прочность,  устойчивость и долговечность строительных объектов  в сельской местности, совершенствования проектной документации, научно обоснованной нормативной и технологической базы проектирования и строительства в отраслях агропромышленного комплекса. Это  невозможно реализовать по варианту отдельных, маломощных, разрозненных организаций, имеющих своей главной целью в рыночных условиях только получение прибыли. Разрушение сельского строительного комплекса привело к тому, что часто вынужденно от безысходности, используемые сегодня неспециализированными организациями, не имеющими профессионального опыта в аграрной сфере, общестроительные нормативы и правила  требуют серьезной и дорогостоящей адаптации к отраслевым требованиям, исправления брака в строительстве и повышенных затрат в эксплуатации объектов. Так, анализ опыта строительства новых объектов в сельском хозяйстве, в том числе животноводческих, показывает наличие в них грубейших технологических и технических нарушений существующих для нашего климата норм и регламентов, всех особенностей работы, быта и уклада сельской жизни.
Для восстановления и развития сельского строительного комплекса необходимы модернизация производственных мощностей строительной индустрии, восстановление производства местных традиционных строительных материалов и кооперация всех его звеньев на качественно новой предпринимательской и  конкурентной   основе.. Однако базовым  и обязательным условием для этого было и остается развитие  инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Российской Федерации, достаточной для осуществления сельского капитального строительства,  стабильного обеспечения строительного комплекса платежеспособными заказами.
Решение этих масштабных и чрезвычайно эффективных в социальном и производственном отношениях  задач возможно только при организованном на кооперативной основе  и финансовом содействии органов государственной власти и управления  на всех уровнях в создании прозрачного и конкурентного рынка строительных услуг в агрокомплексе, укомплектовании сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов  и в проведении модернизации устаревшей материально-технической базы сельского строительства.
В рамках вертикально интегрированного  кооперативного сельского строительного комплекса путем развития системы ипотечного кредитования, фондов и других финансово-экономических  механизмов могут быть существенно увеличены объемы строительства на селе. Опыт стран с развитой  рыночной экономикой и передовая отечественная практика демонстрируют  высокую сравнительную эффективность ипотечного кредитования через строительные компании. Предприятия комплекса на местном, районном и региональном уровнях могут выполнять роль ипотечных агентов или организаторов фондов кооперативного и индивидуального жилищного строительства на селе.
В настоящее время главный  научный и экспериментальный потенциал агропромышленного комплекса сосредоточен в организациях Россельхозакадемии (220 научных учреждений, опытные хозяйства, экспериментальные предприятия, земельные ресурсы и др.). В целях развития научного и нормативного обеспечения сельского строительного комплекса, сохранения и совершенствования единых строительных технологических регламентов ( норм технологического проектирования) необходимо осуществить комплекс дополнительных мер по организации этой работы в системе Россельхозакадемии, академии архитектуры и  строительных  наук,  других ныне действующих шести государственных  академий.
В процессе воссоздания сельского строительного комплекса первостепенное внимание должно быть уделено развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для него. В сельскохозяйственных регионах страны должны работать профессионально технические училища, оснащенные современным оборудованием. Для повышения качества обучения и обеспечения дополнительного источника финансирования образовательного процесса целесообразно вернуться к существовавшей ранее практике ведения этими училищами хозяйственной деятельности, связанной с производством товаров и услуг в ходе практических работ студентов, занятых на строительстве объектов и в производстве строительных материалов.
Для построения современного сельского строительного комплекса и обеспечения технологического единства в сельском строительстве, преодоления тенденций  деградации и перепрофилирования  специализированных предприятий необходимо стимулировать процессы кооперирования и ассоциирования  сельских строителей, баз сельстройиндустрии  на основе паевых взносов.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Агропромышленный союз России, Ассоциация фермерских хозяйств неоднократно обращались в Правительство России с предложениями, направленными на восстановление сельского строительного комплекса и сохранение государственного статуса его научных и проектных организаций. Сегодня эти организации осуществляют исключительно важные для всех хозяйствующих субъектов функции по оценке земельных ресурсов, проектов мелиоративного, водохозяйственного, производственного и социального строительства на селе. В перспективе именно они могут быть задействованы в работах по оценке состояния и возможностей реконструкции основных фондов предприятий сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса.
В целях восстановления производства местных строительных материалов необходимо применять меры поддержки производства и поставок по лизингу отечественного современного технологического оборудования соответствующей мощности для изготовления местных строительных материалов и конструкций, используемых в строительстве на селе.
Следует также распространить на предприятия и организации сельского строительного комплекса применяемые в сельском хозяйстве  условия кредитования, льготного налогообложения и другие меры поддержки, существующие в системе сельскохозяйственных кооперативов.
Все перечисленные меры целесообразно объединить в комплексной государственной программе обеспечения устойчивого производственного и социального развития сельских территорий, стимулирования инвестиционной активности и развития строительства на селе, разработанной с учетом отраслевых особенностей аграрной сферы и перспектив территориального размещения производительных сил в стране.

3.  Национальная  необходимость создания сельскохозяйственного  потребительского строительного кооператива   «Россельстрой» с государственной поддержкой

 Острейшая национальная потребность в создании сельскохозяйственного  потребительского строительного кооператива «Россельстрой» обусловлена рядом проблем государственной важности, не решаемых без развития сельского  строительства:
1. Обеспечением предусмотренной статьей Конституции Российской Федерации территориальной целостности Российского государства, что требует освоения малозаселенных территорий при первоочередном развитии сельского строительства, создания на сельских территориях необходимых условий жизнеобеспечения. Высокая неравномерность расселения относится к территории страны в целом и к расселению в отдельных регионах – субъектах Российской Федерации с концентрацией в центральных регионах и обезлюдением отдаленных, глубинных территорий.  Развитие сельского строительства, освоение и застройка малозаселенных  территорий устраняет угрозу экспансии со стороны перенаселенных сопредельных государств.
2. Необходимостью выполнения  конституционных гарантий  в обеспечении
 равных условий жизнедеятельности сельского и городского населения страны, предусмотренных в 9 статьях Конституции Российской Федерации. В настоящее время эти различия наиболее остро проявляются ( в ущерб сельскому населению) в уровне оплаты труда, многократно -  в отношении наличия и доступности к учреждениям образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания, отдыха, спорта, инженерного оборудования жилья, общественных зданий, благоустройства населенных пунктов и др. Очевидно, что непременным условием достижения всех этих целей является  восстановление и массовое развитие сельского капитального строительства.
3. Реализацией Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» № 264 - ФЗ от 29  декабря 2006 г. и Государственной программы развития  сельского хозяйства, регулирования рынков сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
4. Обеспечения гарантированной продовольственной безопасности  и
снабжения населения основными  продуктами отечественного сельхозпроизводства. Доктриной продовольственной безопасности России предусмотрено довести объемы отечественного Российского  сельхозпроизводства по мясу, молоку и другим важнейшим продуктам до 85-90-95 процентов. Это потребует массовой реконструкции имеющихся и строительства новых помещений, ферм  и комплексов для содержания продуктивного скота и птицы.
5. Решением демографических проблем, в основном за счет сельского
населения, как подтверждено историческим опытом. Главной производительной  силой общества является человек, однако население России ежегодно сокращается на 0,8-1,0 млн.человек. При огромных стабильных размерах территории страны – 17 млн.км2 (1 709 млн.га) и сокращающейся численности населения обостряются проблемы охраны и рационального  использования  земельных ресурсов, развития всех производств, устойчивого развития сельских территорий. Лишь при комплексном обустройстве села реально решение проблем обеспечения сельского хозяйства молодыми кадрами. Комплексно обустроенные сельские территории должны стать желанным местом для работы и постоянного проживания людей из перенаселенных городов, а так же внешних мигрантов.
 Сельское население исторически являлось главным резервом роста численности не только городского, но и населения страны в целом. В отличие от городского, это обусловлено спецификой образа жизни и быта сельского населения, где многодетная семья востребована   самим укладом сельской жизни, вековыми традициями и  потребностью ведения хозяйства.  Этот важнейший резерв демографического развития страны требует становления сельского строительного комплекса.
6. Поддержания в надлежащем эксплуатационном состоянии существующих
основных фондов села, ремонта и замены ветхого фонда, воспроизводства основных фондов, средний износ которых превысил 60 процентов, а по оборудованию 70-80 процентов  и более.
Таким образом, все вышеуказанные обстоятельства в комплексе убедительно
свидетельствуют о безотлагательной необходимости создания и укрепления сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива «Россельстрой». Создание сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива имеет уровень национальной  необходимости, государственной  важности.
4. Основные направления и приоритеты программы первоочередных
сельских строительных работ в АПК 
 
  В области сельского жилищно-гражданского строительства:
 1. Осуществить комплексную компактную застройку сельских населенных пунктов по пилотным проектам, предусмотренную Государственной программой развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
  2.    Разобраться с «долгостроем»:  завершить строительство ранее начатых объектов (по стране их около 25-30 тысяч);  осуществить расчистку заброшенных объектов (столбы,  панели, плиты и другие конструкции  от бывших животноводческих  комплексов  и ферм,  силосных траншей и т.п.) или восстановить их строительством (исходя из местных условий).
 «Россельстрой» совместно с кредитными организациями может создать необходимые условия для строительства доступного жилья на селе с использованием ипотечных кредитов и широкого вовлечения в расчетную базу за строительство производимой  сельхозпродукции. Необходима организация сельской конкурентной среды в массовом производстве современных местных строительных материалов и конструкций.
  В области сельскохозяйственного производственного строительства:
 1. Выполнение сельских строительных работ по объектам приоритетных отраслей сельского хозяйства: строительство зерновых элеваторов и механизированных зернохранилищ в новых рыночных условиях многоукладной экономики, включая фермерские хозяйства (зерна в стране производится  много, имеется  острый дефицит элеваторных емкостей). Ранее строились элеваторы, мелькомбинаты очень крупные, при портах, мегаполисах, областных и районных городах и сюда свозилось все зерно. В новых условиях такая схема требует коренной модернизации – необходимы механизированные хранилища в местах производства зерна, обеспечивающие сушку, сортировку и все другие механизированные операции по подработке зерна на кондиционное хранение   и поставку потребителям, включая  экспорт.
 2. Строительство  объектов животноводства – семейных ферм, реконструкция и новое строительство животноводческих (крупный рогатый скот, молочное животноводство, помещения для нетелей, молодняка КРС, откормочные и др.) ферм и комплексов, свиноводческих, для содержания птицы (яичное, бройлерное направления). Строительство объектов машинно-технического комплекса;  объекты  тепличного  хозяйства;  складские объекты, хранилища овощей, картофеля, плодов, материальные склады,  природоохранные  и многие другие объекты.
Объекты инженерного оборудования и  благоустройства  территорий:
 1. Осуществление комплексной реконструкции, обустройства сельских населенных пунктов, включая сельское строительство в отдаленных (депрессивных) районах.
 2. Дорожное, водохозяйственное строительство, мелиоративное, групповые водоводы, тепловые, газовые сети, электросети, сооружения очитки сточных вод.
 Для осуществления этих мер необходимо наделить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации полномочиями по выполнению функций государственного заказчика по капитальному строительству на селе.

5. Структура сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива; организационно-экономический механизм его формирования

 Сельский строительный коооператив  - «Россельстрой» создается для выполнения всех видов сельских строительных и сельских ремонтно-строительных работ в системе сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса России. Приоритетной задачей «Россельстроя» являются государственные заказы на выполнение сельских строительных работ по  национальным проектам: «Развитие АПК»,  «Доступное жилье», «Образование», «Здравоохранение».  Наряду с этим, «Россельстрой», вместе с системой комплексных проектных, проектно-изыскательских ,научно-исследовательских институтов, научных учреждений Минсельхоза России,   Россельхозакадемии и других ведомств  проводит единую государственную прогрессивную инновационную проектную, технологическую и научно-техническую политику в сельском и всем   агропромышленном строительстве России.
 Организационно-правовой формой является  сельскохозяйственный потребительский   строительный   кооператив. Структура сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива на районном, областном (краевом) уровнях, показана соответственно на рис. 1,2,3 и органов управления – рис.4. В основе механизма формирования СПСК – договорные отношения и принцип «снизу – вверх», то есть от сельскохозяйственных товаропроизводителей на районный, областной (республиканский) и федеральный уровень – до Россельстроя.
 Таким образом, правовые и  экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива определены и базируются в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 года с последующими   уточнениями и изменениями.  Этот Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим  и юридическим лицам) право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций). Кооперативная основа «Россельстроя» в полной мере соответствует принципам формирования производственной базы и работы  ранее действовавшего сельского строительного комплекса.
 Наряду с настоящим Федеральным законом, отношения,  связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций) регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным  законодательством Российской Федерации,  другими федеральными законами,  иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 В соответствии с законом № 193-ФЗ «Россельстрой» является потребительским обслуживающим сельскохозяйственным потребительским строительным кооперативом – некоммерческой организацией с государственным участием. 

 

Рис. 1.  Структура сельскохозяйственного  потребительского строительного кооператива на районном уровне
(1 уровень)

Сельскохозяйственный потребительский кооператив по строительству «Созидание» Подольского района

                             
 Сельхозтоваропроизводители – 80%
членов; не менее 50% объемов СМР для кооператива  Сельские строительные организации и предприятия стройиндустрии  - 20% от общего числа членов
                                                           
Хозяйствующие
общества  Фермерские
хозяйства  Крестьянские
личные подсобные хозяйства  Цех деревообработки  Завод кирпичный  Завод (полигон)
ЖБИ

Строительные
организации  Облагрострои и др. предприятия областного уровня,проектные
институты

Примечание: 1. Договора между кооперативами о создании кооператива последующего  уровня.
                              2. Не менее 80% от общего числа членов кооператива должно быть  сельхозтоваро-
                                  производителей (варианты: предприятия стройбазы могут проходить через первый
                                  уровень или входить по рекомендации в постановлении о создании Россельстроя;
                              3. Не менее 50% объемов строительных (ремонтных) работ выполнять для членов
                                  кооператива (это положение) требует проверки в разных регионах страны с учетом
                                  специфики сельских строительных работ и других факторов с возможным внесени-
                                  ем в последующем соответствующих предложений в Федеральный закон № 193-ФЗ)
                              4. Проектные институты и предприятия сельстройиндустрии – в кооператив 1 уровня.  

 

 


Рис. 2. Структура сельскохозяйственного  потребительского  строительного кооператива на областном, краевом (республиканском в составе России) уровне
(II уровень)


Московский областной Союз сельскохозяйственных потребительских                   строительных кооперативов


Подольский районный
СПСК


Наро-Фоминский
Районный СПСК


Облагрострои и др.предприятия стройиндустрии обл уровня
  
Договор о создании областного ССК  
Проектные институты

 

 Примечание: 1. Каждый кооператив входит в  Ревизионный союз  сельскохозяйственных
                                         кооперативов, действующий на данной территории
                                     2. Члены союза кооперативов сохраняют свою самостоятельность и права 
                                         юридического лица  (статья 5, пункт 3, закона № 193-ФЗ)

Рис. 3. Структура сельскохозяйственного  потребительского строительного кооператива на Всероссийском уровне (III уровень)

 

Всероссийский сельскохозяйственный потребительский строительный кооператив «Россельстрой»

 

Московский областной СПСК 
Ленинградский
областной СПСК
 
Омский областной СПСК  Проектные институты  и предприятия  сельстройиндустрии
                                                                                                                    
   В кооператив  1 уровня
Договора между кооперативами о создании Россельстроя

 


Рис. 4. Структура органов управления сельскохозяйственным потребительским  строительным кооперативом на федеральном уровне

 

Россельстрой (органы управления кооперативом)

 

Общее собрание сельскохозяйственного
потребительского строительного  кооператива или собрание уполномоченных  Правление кооператива


Председатель кооператива  

Наблюдательный Совет
      

6. Источники инвестиций и необходимость диверсификации производства на сельских территориях в условиях развития капитального строительства в АПК

6.1. Россельстрой, в соответствии с Федеральным законом о кооперации, является некоммерческой  организацией. Это означает, что главной целью Россельстроя не служит получение прибыли. В то же время Россельстрой осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на обеспечение рентабельного производства сельского строительства в стране с необходимым качеством и в определенные сроки. Поэтому источниками инвестиций являются средства заказчиков сельских строительных работ в АПК.
 В период становления и развития, в начальной стадии работы Россельстроя следует подчеркнуть необходимость государственной поддержки и бюджетного на всех уровнях софинансирования инвестиций сельских строительных работ.  Справедливость этого положения находится в полном соответствии с статьей 7  «Государство и кооперативы» Федерального закона № 193-ФЗ, объемами финансирования по Госпрограмме на 2008-2012 годы.
   Источники инвестиций. Одной из важнейших проблем создания современных сельских населенных пунктов, развития их  инфраструктуры  являются инвестиции. Доля инвестиций в  основной капитал по сельскому хозяйству в общей структуре экономики народного хозяйства снизилась с 16% в 1990г. до 4,3% в 2009г. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства за счет средств федерального бюджета за годы реформ так же сократились.
 В современных условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности и развития рыночных отношений финансирование обустройства сельских населенных пунктов и территорий должно быть многоуровневым (к федеральному бюджету софинансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации) и многоканальным с четким целевым назначением и использованием каждого источника. Основными источниками инвестиций являются:
 а) внешние – средства бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, местных), средства земельного налога,  кредиты, субсидии к процентной ставке по кредитам, средства целевых инвестиционных фондов, ипотека, лизинг, иностранные займы, вклады совместных предприятий, отсрочка платежей под ценные бумаги с соответствующими гарантиями, товарный кредит и др.;
 б) внутренние (собственные средства заказчиков)  - внебюджетные средства предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других застройщиков, состоящие, главным образом, из прибыли от производственной деятельности и амортизации, ликвидных ценных бумаг, основных средств. Внебюджетные источники  состоят примерно из 60% собственных средств и 40% - привлеченных.
 Согласно Конституции  Российской Федерации в бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский бюджет, бюджеты республик в составе России, бюджеты краев, областей, районов, бюджеты населенных пунктов. Бюджетные средства направляются на возведение объектов по федеральным и республиканским программам, преимущественно на сооружение объектов общего пользования – электрификацию, газификацию сельских населенных пунктов, устройство внутрипроизводственной телефонной связи и внутрихозяйственных дорог.
 Средства федерального  бюджета составляют около 10% от общей суммы бюджетных средств разных уровней. Такой же суммарный процент бюджетных средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом,  вся бюджетная часть составляет порядка 20%, а 80% приходится на внебюджетные средства.
 Средства федерального бюджета выделяются по целевым программам. Бюджеты территорий являются основными финансовыми планами регионов; доходы в них делятся на  текущие и капитальные. К капитальным относятся доходы от продажи основных фондов (незавершенных строительством объектов), государственных запасов и резервов. На разных уровнях управления целесообразно формировать целевые специализированные фонды сельского капитального строительства.
 Внебюджетные фонды формируются на основе налоговых отношений и направляются на целевые отраслевые нужды. Источниками их образования могут служить средства, поступающие от сборов налогов, пошлин с нефтяных, газовых, промышленных, энергетических, транспортных и других организаций за пользование сельскохозяйственными землями и объектами,  поступлений от сделок с землей (продажи, сдачи в аренду, оформления наследования, дарения); отчислений предприятий и организаций, включаемых в себестоимость продукции по добыче и заготовке  торфа, леса, инертных строительных материалов, средств, получаемых от реализации объектов просроченного незавершенного строительства в сельской местности, которое осуществлялось за счет республиканского бюджета и бюджетов территорий; штрафных санкций, налагаемых при загрязнении окружающей среды; аккумуляция средств по программам строительства на территории России жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обеспечения жильем военнослужащих, военнослужащих запаса, а также членов их семей. Примером формирования и целевого использования таких фондов является строительство жилых домов усадебного типа в Белгородской области, фонд на льготных условиях возврата средств при стимулировании рождаемости в Пензенской области. Подобные фонды созданы (или находятся в стадии формирования) в 30 субъектах Российской Федерации.
 Основными проблемами кредитования являются дефицит кредитных ресурсов,  высокие процентные ставки коммерческих банков, не позволяющие, как и при лизинге, в условиях низкой платежеспособности предприятий своевременно расплачиваться по своим обязательствам. Ипотечный кредит под залог ликвидного недвижимого имущества, выдаваемый банком заемщику, целесообразно развивать при возведении жилья и других объектов социальной инфраструктуры,  которые не представляется возможным построить за счет собственных средств. Условия организации и функционирования ипотеки определены специальным законом об ипотеке.
 Необходимо снижать ставку стоимости банковского кредита до  уровня около 7 процентов годовых, что составляет четверть текущей ставки рефинансирования Центрального банка, позволяющего рентабельно вести хозяйство и обновлять основные фонды. Инвестиционный налоговый кредит в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы России заключается в предоставлении отсрочки налогового платежа и целевой налоговой льготы, предусмотренной законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
 Эффективным источником могут служить иностранные инвестиции – долгосрочные вложения иностранного  капитала  (гранты, научные и проектные работы не облагаются налогом); иностранные инвестиции используются преимущественно на малых перерабатывающих предприятиях, фермерских хозяйствах, а также для закупки техники и оборудования. Для пополнения притока иностранных инвестиций требуется создание благоприятного инвестиционного климата. Инвестиции в основной капитал совместных предприятий составляют порядка 10 млрд.долларов США в год.
 Внутренними источниками инвестиций в условиях кризиса экономики располагает небольшое число рентабельно работающих предприятий, имеющих чистую прибыль. Чистая прибыль – конечный финансовый результат всех хозяйственных операций предприятий. Этот источник представляет сумму от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества предприятий (организаций) и доходов от внутриорганизационных операций, за вычетом расходов по этим операциям.
 За годы реформ затраты на амортизацию возросли с 8 до 20%, что обусловлено, главным образом; переоценкой  основных средств с  увеличением их стоимости (она почти в 3 раза больше, чем в  промышленности), однако на обустройство сельских населенных пунктов амортизация использовалась незначительно, хотя она должна стать одним из главных источников воспроизводства фондов. Реальным воспроизводимым инвестиционным источником для селян является оплата затрат на обустройство населенных пунктов за счет натуральной продукции (зерно, мясо, молоко и т.п.), сдаваемой на перерабатывающие предприятия для получения средств на взаиморасчеты за строительную продукцию по прогрессивным договорным ценам, отражающим эквивалентные трудозатраты на производство товарной продукции.
 Выбор источника инвестиций непосредственно влияет на эффективность вложений, период их окупаемости и во многом зависит от конкретных местных условий, которые (при их большом разнообразии) определяют потребность в дифференцированном подходе к строительству конкретных объектов и обустройству сельских населенных пунктов, исходя из инвестиционных возможностей застройщика.
 Решая проблемы выбора источников инвестиций на сельское строительство, развитие сельских населенных пунктов рекомендуется, прежде всего, выполнить оценку имеющегося ресурсного потенциала и определить меры по повышению доходности застройщиков (сельских товаропроизводителей), обеспечивающие прибыльную работу реализовать резервы в сфере макроэкономики, развивать принципы самоуправления, саморазвития, самофинансирования, самоокупаемости. Около 15% хозяйств работают рентабельно, адаптировались к рынку, и они могут составить первооснову заказов на сельское строительство, комплексное социальное развитие и обустройство сельских населенных пунктов.
 Следует определить новые формы организации труда и производства, в  том числе с использованием кооперации, агропромышленной интеграции. Собственные источники (средства) застройщиков должны стать основой заказов на сельское строительство, воспроизводства инфраструктуры села.  
 Для получения  заемных инвестиций необходимо обеспечить гарантию возврата средств. Гарантия является инструментом страхования инвестиций, так как инвестиционный процесс в сельском хозяйстве связан с высокой степенью риска неокупаемости вкладываемых средств. В законе об инвестиционной деятельности в Российской Федерации понятие гарантия трактуется как право защиты капиталовложений со стороны государства и регионов, местного самоуправления с целью обеспечения финансовых интересов сторон, упрощения процесса взыскания долгов и сокращения затрат на проведение судебного арбитража.
 Источниками средств обеспечения гарантий могут быть государственные (федеральные, региональные, муниципальные), частные, страховые, кредитные организации, оффшорные и международные кредитные организации. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет банковскую гарантию как один из способов обеспечения обязательств. Наряду с изложенным, важным направлением активизации инвестиционной деятельности по развитию сельского строительства является совершенствование системы земельно-ипотечного кредитования..
 Современное состояние научного обеспечения, проектирования и сельского строительства требует активного вовлечения и эффективного использования всех возможных источников инвестиций, что позволит скорее создать достойные условия труда и быта сельскому населению, приведет к существенному развитию производства, финансовому обеспечению  сельских строительных работ Россельстроя. Наряду с вышеуказанными источниками инвестиций важным условием получения дополнительных доходов является развитие диверсификации.
6.2. Диверсификация производства (непродовольственные функции аграрной отрасли) – важный резерв круглогодовой занятости на селе, повышения доходности и  финансирования инвестиций в капитальное строительство АПК.

 Одной из существенных особенностей сельскохозяйственного производства является цикличность ведения хозяйства,  препятствующая круглогодовой занятости работников. Например, серьезные проблемы с обеспечением занятости возникают в растениеводстве в зимний и осенне-весенний период года. Решению  этих проблем активно способствует диверсификация -  развитие несельскохозяйственной деятельности на сельских территориях и в первую очередь – сельского строительства.
 Безработица на селе оценивается величиной 10-12% и более, что значительно превосходит городской уровень при средней зарплате около 6 тыс.руб. в месяц на одного работника. Необходимость роста доходности на селе подтверждается и тем, что почти 70% организаций имеют просроченную кредиторскую задолженность. Отсутствие эквивалентности в обмене товарами и услугами с промышленностью ставит сельское хозяйство в положение хронического должника. Повсеместно отмечается падение деторождаемости, растет  смертность.
 Сельское население вынуждено искать рабочие места в городах, заниматься непрофессиональным трудом. Работа на земле имеет низкую доходность, к тому же в плохих инфраструктурных условиях жизнеобеспечения.
 Поэтому, для снижения уровня безработицы, вовлечения в трудовую деятельность высвобождающихся в межсезонье работников села необходима диверсификация производства, при которой наряду с основной специализацией развиваются смежные отрасли, другие направления деятельности в аграрной сфере.
 На сельских территориях  целесообразно развивать многие виды сельскохозяйственных кооперативов, подробный перечень которых определен законом «О сельскохозяйственной кооперации» (строительные, перерабатывающие, торговые, обслуживающие кооперативы, кредитные, садоводческие, огороднические, животноводческие, снабженческие и другие кооперативы). Их деятельность может быть поистине многогранна: строительные и ремонтно-строительные работы; производство строительных материалов, особенно местных стройматериалов; лесовосстановление, рубки ухода, лесопереработка (лесной фонд составляет 858,9 млн.га, или 61,2% от общей территории страны;  сельские леса занимают 43 млн.га); производство электрической и тепловой энергии на основе местных органических отходов сельского и лесного хозяйства для автономных систем энергоснабжения  в быту и на фермах;  разработка недр для заготовки и реализации общераспространенных нерудных материалов (инертные материалы для строительства – песок, щебень, гравий, глина, торф и др.); переработка сельскохозяйственной продукции, выпуск сыров, масла животного и растительного, изготовление оборудования для конных работ; развитие туристической, рекреационной деятельности; заготовка грибов, ягод и других дикоросов;  изготовление обуви, игрушек и др. Все это позволит обеспечить круглогодовую  занятость на сельских территориях, снизить уровень сезонной безработицы, повысить уровень доходов и благосостояния сельского населения, снизить стоимость строительства за счет более дешевых местных стройматериалов.
 Развитие сельского строительства по воспроизводству основных фондов села обеспечивает на каждое рабочее место в этой сфере  дополнительно до 8 рабочих мест в смежных отраслях (предприятия стройматериалов, транспорт и т.п.). Сельское хозяйство, по сравнению с промышленностью, является экономически менее выгодной отраслью по уровню рентабельности.  При интеграции сельского хозяйства с местным промышленным производством доходность его существенно возрастает. Это объясняется более рациональным использованием вовлеченных в хозяйственный оборот ресурсов. В результате продления занятости населения на внесезонные периоды повышается  годовая выработка и результативность труда. Сочетание производства и первичной переработки сельхозсырья позволяет снизить инвестиционные затраты и эксплуатационные расходы по транспортировке и хранению продукции. Сельский труженик не теряет свою профессию и занятость, а насыщает ее содержание, не приводит к отходничеству от мест проживания в зимние месяцы.
 Развитие непродовольственных функций сопровождается и необходимостью воспроизводства основных фондов (создание на сельских территориях туристических баз,  спортивных сооружений, рыболовных и охотничьих баз, гостиниц и других объектов инфраструктуры). Народнохозяйственное значение воспроизводства инфраструктуры села определяется ее особой ролью в развитии сельского хозяйства, повышении эффективности производства, включая альтернативные виды деятельности в аграрной сфере, в создании необходимых условий  для труда и быта сельского населения.
 Промышленно развитая сельская местность позволяет решать социальные вопросы народонаселения и занятости  по месту жительства, явится притягательной для части горожан, пожелающих постоянно на ней жить и работать в условиях экологически чистых территорий, здорового образа жизни. Пионером интеграции сельскохозяйственного и промышленного производства в Нечерноземье выступил колхоз «Большевик» Гусь-Хрустального района Владимирской области.  На базе местных ресурсов была организована деревообработка, производство строительных материалов и других изделий. В этом отношении значительный интерес представляет и зарубежный опыт.
 Например, развитием альтернативной деятельности в Китае была решена проблема занятости избыточной численности населения: промышленные поселковолостные предприятия здесь отличаются многопрофильной специализацией в металлургии, геологоразведке, машиностроении, выпуске строительных материалов. При этом основой аграрной экономики продолжает оставаться сельское хозяйство, однако только этот сектор не в состоянии полностью решить проблему занятости, и с ростом производительности сельскохозяйственного труда проблема занятости населения будет обостряться, высвобождая рабочую силу. Агропромышленные предприятия здесь составляют 27% в структуре ВВП. Япония, следуя принципам многопрофильной деятельности, добилась рационального размещения промышленных предприятий.
 Для воспроизводства инфраструктуры села из вышеперечисленных непродовольственных функций ведущее значение имеет развитие сельского капитального строительства, а в укреплении производственной инфраструктуры приоритетным является реконструкция имеющихся и строительство новых  животноводческих комплексов и ферм. По инженерному оборудованию перспективным направлением, особенно для отдаленных  глубинных территорий, служит возобновляемая энергетика (ветра, солнца, биомассы, малых рек и др.). Эффективность развития непродовольственных функций выражается также в воспроизводстве основных фондов села, являющихся важной сферой обеспечения рабочими местами с достаточно высоким уровнем дохода, создания достойных условий жизнедеятельности населения на сельских территориях, повышении производительности труда и народнохозяйственного значения аграрной отрасли.

 

 

7. Главные ожидаемые результаты  (эффекты) работы  и финансово-экономическое обоснование создаваемого сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива «Россельстрой»

 В настоящее время, когда нет сельского строительного комплекса, правомерно  рассматривать лишь ожидаемую по расчету прогнозную  финансовую и социально-экономическую эффективность. Реальная (фактическая) эффективность будет получаться по мере создания и  развития сельского строительного кооператива. Поэтому  вопросу  важно учесть позицию Минэкономразвития России, изложенную в письме в Минсельхоз России от 15.12.2009г. № 21959-АК/Д18 «О ситуации в сельском строительном комплексе и перспективах его развития», в котором отмечено: «Государственная политика Российской Федерации  направлена на установление рыночных, конкурентных отношений в соответствующих секторах экономики. В случае принятия решения о формировании вертикально интегрированной структуры с государственным участием социально-экономический эффект функционирования такой организации должен превышать аналогичный эффект от деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов в данном секторе экономики. В связи с этим требуется соответствующее финансово-экономическое обоснование».
 Формирование в соответствии с Федеральным законом № 193-ФЗ сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива по строительству на сельских территориях «Россельстрой» с государственным участием (статья 7 этого закона), получающим заказы на строительные работы по тендеру и с обеспечением выполнения действующих рыночных требований, условий будет активно способствовать установлению и развитию конкурентных отношений в сфере сельского капитального строительства благодаря участию в решении строительных проблем и управлению ими самостоятельно хозяйствующих на всех уровнях, начиная с низового – самих сельхозтоваропроизводителей, вступивших в кооператив, до их союзов (статья 5 закона) на районном, областном (краевом, республиканском) и федеральном  уровнях для обеспечения государственного регулирования и управления технологической и технической политикой в сельском строительстве России. Решение таких важнейших задач не ставится и не обеспечивается самостоятельно (без вертикальной  интеграции) хозяйствующими субъектами (промышленными строителями, отдельными бригадами, «шабашниками» и т.п.) структурами., для которых главная цель – получение максимальной  прибыли  в сфере сельского строительства и в этом одно из главных условий  необходимости «Россельстроя» - некоммерческой организации, кооперативы которой на всех уровнях являются юридическими лицами – самостоятельно хозяйствующими на рынке; превышения его социально-экономического  эффекта по сравнению с работой других хозяйствующих субъектов в данном секторе экономики.
 Поэтому в расчетах социально-экономической эффективности функционирования «Россельстроя» необходимо сначала установить перечень основных ожидаемых результатов  (эффектов), а затем по каждому из них могут быть  выполнены ожидаемые (прогнозные)  финансово-экономические обоснования, так как фактическая эффективность будет получена только после создания и в процессе работы «Россельстроя». Следует также учесть некорректность такого сопоставления, состоящую в том, что как уже упоминалось, главной целью самостоятельно хозяйствующих субъектов является получение максимальной прибыли, а Россельстрой по закону является некоммерческой организацией и получение прибыли  не является его главной целью.

7.1. Главные ожидаемые результаты (эффекты)   работы  создаваемого сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой»

 1. Создание вертикально-интегрированного сельского строительного кооператива «Россельстрой» осуществит строительное обеспечение (невозможное разрозненными неспециализированными по сельскому профилю подразделениями других самостоятельно хозяйствующих субъектов не несущих необходимой  государственной ответственности за строительное дело, требующее гарантированной прочности и безаварийной эксплуатации сооружений)  реализации принятых документов государственной важности по развитию АПК страны – Федерального закона о развитии сельского хозяйства; приоритетных национальных проектов: «Развитие АПК», «Доступное жилье», «Образование», «Здравоохранение»; Госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», республиканских  и местных программ.
 2.  Станет реальностью выполнение задач Госпрограммы по комплексной компактной застройке по пилотным проектам сельских населенных пунктов с целью отработки новых проектно-строительных решений и последующего массового их распространения в обустройстве села.
 3.  Массовая комплексная застройка  и модернизация сельских населенных пунктов (в настоящее время их в стране 153 тысячи) на современной технологической, научно-инновационной  и проектно-строительной основе в целях создания благоприятной комфортной среды жизнедеятельности, нового уровня по качеству жизни на сельских территориях. Она включает строительство сельских жилых домов максимально учитывающих специфику сельского образа жизни, возведение общественных зданий (дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, объекты культуры, здравоохранения, торговли, бытовые, отдыха,  спорта и др.); всех типов сельскохозяйственных производственных зданий, сельских дорог с улучшенным покрытием и других объектов инженерного оборудования, благоустройства и организованного, а не дикорастущего озеленения.
 При этом широко используются методы реконструкции, расширения, технического перевооружения существующих зданий и сооружений,  удешевления стоимости строительства для сельских условий. Этому будет способствовать широкое использование обновленной проектной документации – генпланов, территориальных планов с формированием местных систем расселения и др. Все это позволит поднять на современный уровень качество среды жизнедеятельности на сельских территориях, обеспечит значительный социально-экономический финансовый эффект от закрепления молодых специалистов и трудоспособных кадров для работы на сельских территориях (дефицит кадров оценивается в 1,5 млн.чел., в том числе 0,5 млн.чел. – механизаторов и доярок); появится возможность притока трудовых ресурсов из перенаселенных городов.
 4. Диверсификация производства на сельских территориях, развитие сельского строительства обеспечивает создание новых рабочих мест, мультипликативный эффект – дополнительные (до восьми) рабочие места в смежных со строительством подотраслях: на транспорте, производстве местных стройматериалов и других, при этом развивается рыночная среда.
 По аналогии с опытом развития сельского строительства прошлых лет в этой сфере в межсезонье в растениеводстве и других подотраслях на среднесрочную перспективу может быть занято на строительных работах  около 1 млн.чел. Обустройство села может сократить текучесть кадров на 10-15 процентов и более. По разным подсчетам в сельском хозяйстве, с учетом КФК, занято около 5-7 млн.чел..
 5. Создание «Россельстроя», диверсификация производств, комплексное обустройство села (социальная, производственная, инженерная инфраструктура – дороги, энергетика и др.) позволит постепенно решить кадровую проблему и выполнить Доктрину продовольственной безопасности страны с обеспечением основными продуктами питания населения за счет собственного Российского производства с постепенным импортозамещением.
 6.  Работа  на сельских   стройках  существенно повысит круглогодичную занятость сельского населения, сократит  сезонные колебания в трудовых ресурсах, обеспечит получение дополнительных доходов сельскому населению, расширит налогооблагаемую базу и финансовые поступления в бюджет.
 7. Развитие сельского строительства будет активно способствовать решению демографических проблем страны, так как, в отличие от городского, сельский уклад, образ жизнедеятельности на селе, как подтверждает исторический опыт, обусловливает  иметь многодетные семьи. Этот фактор дает значительный социально-экономический народнохозяйственный  эффект- надежный источник и резерв демографического развития страны.
 8. Создание «Россельстроя» , массовое развитие сельского строительства активно способствует обеспечению территориальной целостности страны .
 9.  Создание « Россельстроя», массовое развитие сельского строительства будет активно способствовать выполнению конституционных гарантий в обеспечении равных условий жизнедеятельности сельского и городского населения страны (эти гарантии закреплены в девяти статьях Конституции Российской Федерации); этим будет обеспечен значимый социально-политический эффект.
 10.  Учитывая опыт работы сельских строителей в прошлом и работы строителей в рыночных условиях, организации проектно-строительного кооператива «Россельстрой» обеспечат рентабельную строительную деятельность с высоким качеством работ и финансово-экономической эффективностью.

 Финансово-экономическое обоснование создаваемого сельскохозяйственного потребительского  строительного кооператива «Россельстрой»

   1. Учитывая социально-экономическую значимость  Россельстроя  для участников рынка возведения и эксплуатации реальных активов на селе, очевидна необходимость поддержания предпринимательских взаимоотношений различных структур в сфере АПК с кооперативами «Россельстроя».
   2. Роль «Россельстроя» в капитальном строительстве в сфере АПК дает возможность увеличить рост количества сельских строительных кооперативов в регионах, а, следовательно, значительно повысить оборот и капитализацию Россельстроя.
 В стратегии развития Россельстроя с целью обоснования финансово-экономической эффективности создания целесообразно исходить из  первоочередного условия возрождения капитального строительства на селе путем последовательного достижения уровня выполняемых строительных работ в дореформенный период.
 Опираясь на ориентиры показателей экономической статистики указанного периода, выстроена базовая прогнозная модель развития Россельстроя на краткосрочную перспективу:
 - объем сельских строительных работ Россельстроя за пять лет увеличится в 7 раз;
 -  объем по проектным работам по отрасли вырастет на 12,3 млрд.рублей;
 - совокупный оборот по отрасли (по строительно-монтажным работам) увеличится на 148,3 млрд.рублей;
 - ежегодный темп прироста объемов работ составит 30 млрд.рублей;
 - дополнительные налоговые поступления в  бюджет оцениваются в 73,3  млрд.рублей.
 3. В качестве базовых для сравнения принимаем финансово-экономические показатели строительной деятельности самостоятельно хозяйствующих субъектов ОАО «Центрсельстроя», работающие в различных районах страны -  ОАО «Татагропромстрой», ОАО «Нижегородсельстрой», ОАО «Орелагропромстрой». Средневзвешенные значения показателей по этим организациям принимаем по данным бухгалтерской отчетности за последние три года. Номенклатура сравниваемых показателей состоит из 17  наименований.

Таблица
финансово-экономических показателей деятельности
самостоятельно хозяйствующих субъектов на рынке сельского строительства

№№ Наименование
показателей Ед.
изм.        Самостоятельно хозяйствующие субъекты
   Средневзвешенные
значения показателей по организациям –представителям
для сравнения
(Татагропромстрой,
Орелагропромстрой,
Нижегородсельстрой) Значения показателей
по кооперативам
«Россельстроя» при
развитии сельского
кооперативного стр-ва в краткосрочной
перспективе Превышение значе-
ний показателей
деятельности
кооперативов
«Россельстроя»
    1                             2    3             4               5              6
1. Выполненный объем
строительно-монтажных
работ млн.
руб.           1326             3600            2,7 раза
2. Выручка (без НДС) млн.
руб.           1074              2200            2,1 раза
3. Прибыль до налогообло-
жения млн.
Руб.           60              130            2,1 раза
4. Капитальные вложения млн.
руб.           68              152            2,2 раза
5. Резервный капитал -« -           6,0              13,8            2,3 раза
6. Уставный капитал -«-           150              450            3 раза
7. Внеоборотные активы млн.
руб.           260              570            2,2 раза
1                         2    3             4                5               6
8. Оборотные средства млн.
руб.           480             1120            2,3 раза
9. Запасы -«-           180              450            2,5 раза
10. Денежные средства и
финансовые вложения млн.
руб.           110              270            2,4 раза
11. Долгосрочные заемные
средства -«-            60              126            2,1 раза
12. Краткосрочные заемные
средства -«-           230              470            2,1 раза
13. Основные производств.
средства млн.
руб.           180              420            2,3 раза
14. Численность Тыс.
чел.           2,2               4,4            2,0 раза
15. Фонд з/платы млн.
руб.           240               510            2,1 раза
16. Начисленные проценты
по кредитам и займам млн.
руб.            5                11,0            2,2 раза
17. Налоги начисленные -«-            130                300            2,3 раза

Примечание: Таким образом, как следует из приведенных в таблице сравнительных данных, финансово-экономические показатели по создаваемым сельским строительным кооперативам, которые по Федеральному закону  являются самостоятельно хозяйствующими, в вертикально интегрированной структуре более, чем в два раза превысят соответствующие показатели по неинтегрированным строительным структурам, т.е. вышеупомянутое условие Минэкономразвития России по финансово-экономическому обоснованию выполнено.
Превышение социально-экономических показателей по кооперативам «Россельстроя» достигается за счет многократного увеличения объемов строительно-монтажных работ и других  преимуществ, указанных в разделах 7.1 и 7.2 Концепции при массовом развитии сельских строительных кооперативов по Федеральному закону № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной  кооперации», что обеспечивает соответствующий, более чем двухкратный рост социальных финансово-экономических показателей.
 Таким образом, «Россельстрой» сможет обеспечить основной объем сельских строительных работ, достичь дореформенного уровня, что позволит выполнить принятые национальные проекты и программы, в разы увеличит ежегодную  налоговую базу эффективно работающих сельских строительных кооперативов.
 При выполнении всего комплекса строительных работ кооперативами Россельстроя, а не прочими участниками строительного рынка, вероятность объективных налоговых отчислений по данным видам деятельности увеличивается также в разы. Равномерное увеличение объемов деятельности Россельстроя, а также отчисления по ним в бюджет создают предпосылки экономического реинвестирования бюджетных денежных средств, направляемых на финансирование работ, выполняемых кооперативами «Россельстроя».
 Одновременно с ростом объема работ, выполняемых  «Россельстроем», его кооперативами, появляется возможность объединить квалифицированные кадры инженеров, строителей и технологов, освоить новые проектные, технологические и строительные решения, в том числе с развитием применения местных материалов, что  в свою очередь может послужить передачей опыта молодым сотрудникам и  сэкономит бюджетные средства по повышению квалификации и переподготовки кадров.
 Становление на рынке сельских строительных работ кооператива «Россельстрой» дает возможность сокращать стоимость строительства, так как иные строительные и подрядные организации являются коммерческими и ориентированы на максимальное получение прибыли. Россельстрой может получить высокий валовой доход на объеме работ, перераспределении производственных мощностей между заказами-проектами и таким образом осуществить развитие и удержание необходимой конкурентной сельской строительной рыночной среды и сниженной конечной цены на строительную продукцию.
 
Заключение

 Каждый новый объект, возведенный  сельскохозяйственным строительным  кооперативом «Россельстрой» на сельских территориях (жилые дома, ясли-сады, школы, другие общественные и сельскохозяйственные производственные здания, инженерные сооружения, благоустройство и др.) является для сельских тружеников и всего населения страны самым убедительным свидетельством внимания государства не на словах, а на деле развитию сельского хозяйства, улучшению качества жизни на селе, главным единственным очевидным и доступным к всеобщему пониманию, вдохновляющим фактором в сознании людей, что наконец-то от многолетнего реформирования и  разрушения началось действительное возрождение жизни, улучшение условий жизнедеятельности в сельских населенных пунктах и на отдаленных, обезлюдевших, но богатых природным потенциалом, территориях.
 Без создания сельского строительного комплекса невозможно выполнить в полной мере принятые (вышеуказанные в Концепции) Государственные задания по дальнейшему развитию сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса страны, воспроизводству основных фондов на сельских территориях, обеспечению высококачественными продуктами питания населения страны собственного (российского)  производства, освоению  малозаселенных и пустующих земель.
 Развитие сельского строительства позволит существенно повысить качество жизни населения на сельских территориях. Деревни и села примут новый современный облик; обновленные условия жизни позволят решить кадровые проблемы на селе, улучшить демографическую ситуацию в стране,  повысить производительность труда в АПК, объемы, качество и эффективность производства.
 Вопросы устойчивого развития сельских территорий, создания сельского строительного комплекса обстоятельно рассматривались и обсуждались в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации (осень и весна 2009г.), получили поддержку и  положительное решение также законодательными собраниями субъектов  Российской Федерации, Минсельхозом Российской Федерации и ряда других федеральных органов и органов управления и населения на сельских территориях России.

Наш адрес: 109542, г.Москва, Рязанский проспект, д.86/1, офис 713.
Контактные телефоны: (495) 748-00-53. Факс 748-00-53, 748-00-54. Электронный адрес: sel-stroy@mail.ru