НОВОСТИ
05.10.2016
НА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ ПРЕДЛОЖЕНО СОЗДАВАТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ
01.08.2016
ИТОГИ СМОТРА-КОНКУРСА ОАО "ЦЕНТРСЕЛЬСТРОЙ" ЗА 2015
27.07.2016
ПРОВЕДЕНЫ ВАЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В МИНСТРОЕ РОССИИ
05.07.2016
СЕЛЬСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ... ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА
27.04.2016
О ПРОВЕДЕНИИ СМОТРОВ-КОНКУРСОВ В 2016 ГОДУ
Архив новостей

Количество людей на сайте:

 

Газета  «Сельская ЖИЗНЬ»

 

 

 

 

 

В  СОВЕТЕ  ФЕДЕРАЦИИ  РФ

 

Сельское строительство:

 

ХВАТИТ   «КУЧКОВАТЬСЯ»!

                автор:

Александр РЫБАКОВ

 

 

Отсутствие отраслевого строительного комплекса сдерживает развитие агропромышленного производства в стране, негативно отражается на результативности принимаемых государством мер по возрождению российского села.

 

ПРЕДНОВОГОДНЕМ интервью руководителям ведущих телеканалов наш Президент призвал российский народ "рассредотачиваться по всей территории страны". Справедливо считая, что "огромное количество наших людей ютится в малогабаритных квартирах... и нельзя все время кучковаться", он предлагает выделить жителям мегаполисов земли для строительства жилья в сельской местности. По расчетам ученых и впрямь, если средняя плотность населения в нашей стране составляет 8 человек на 1 квадратный километр, то в европейской части страны - их 26, а за Уралом - менее одного человека.

Только вот как перестать "кучковаться"? Мой земляк, глава Кикнурского района Кировской области Анатолий Поспелов, например, рад бы строить деревенские "коттеджи", фермы, да нет строительной базы. Его предшественники лет 20 назад опирались на ПМК, СМУ. В моей вятской деревне Кокшага раньше стояли 46 крепких изб. Сегодня сердце кровью обливается: треть домов разрушилась, треть пустует (даже крепкие пятистенники), в другой трети из окон выглядывают одни старушки.

Те, кто жил в "застойные годы", помнят бум строительства животноводческих комплексов. Сегодня многие из них превратились в развалины.

23 декабря 2010 года Аграрный комитет Совета Федерации, озаботившись состоянием дел, обсудил концепцию развития сельского строительства.

- На наших глазах и при нашем участии создавался мощный строительный комплекс с соответствующей базой стройиндустрии, - отметил на заседании президент ОАО "Центрсельстрой" Сергей Мытарев, - в нем трудилась двухмиллионная армия строителей, в каждом регионе страны - сельская строительная организация, местные строительные материалы, местный людской потенциал. Сейчас ничего подобного нет. Замена механизма плановости на формулу "рынок отрегулирует все" оказалась губительной для данного сектора экономики села. Если не будут предприняты оперативные и масштабные меры по его спасению, все разговоры о развитии сельских территорий и возрождении села окажутся пустыми.

В концепции строительного комплекса намечается создать сельскохозяйственный потребительский строительный кооператив - Россельстрой. Предполагается вертикальная интегрированная структура от районного уровня, в которой сельхозпроизводители,  сельские  строительные  организации и предприятия стройиндустрии объединяются в кооператив. Затем районные кооперативы создают союз на региональном уровне, а региональные союзы учреждают всероссийский сельскохозяйственный потребительский строительный кооператив.

Хотя основным источником инвестиций функционирования и развития сельского строительного комплекса являются средства заказчика сельских строительных работ в АПК в начальные стадии работ в период становления и развития Россельстроя будет крайне необходима всесторонняя государственная поддержка.

Наличие признаков региональных монополий и пробелов в законодательстве в этой сфере сдерживают развитие сельской экономики. Двум-четырем строительным компаниям, холдингам, региональным центрам иногда принадлежит все: проектирование, строительство, материалы, конструкции, транспорт.

Отсутствие на огромных пространствах сельской территории своей строительной структуры создает видимость конкуренции и дает возможность профессионально-ценового и технологического сговора. Ныне строительные организации прикрыты, в общей сложности работу потеряли на селе около 500 тысяч человек. Абсолютно все, до предметов индивидуальных услуг, везется из города. Сельские ПТУ повсеместно на грани закрытия или перепрофилирования. Нормативная база на протяжении    последних

10-15 лет не обновлялась. В связи с этим нет выбора типовых доступных и дешевых проектов. Порой даже нет схем территориального планирования и разработанных в соответствии с ними генеральных планов сельских поселений. А там, где имеются, они безнадежно устарели...

Порадовало предложение С. Мытарева разрабатывать проекты по образцу и подобию агрогородов с учетом семейных фермерских хозяйств, сельского туризма, объектов переработки сельхозпродукции.

Слабые темпы строительства жилья в сельской местности объясняются и недоступностью ипотеки для крестьян. Государственные субсидии, которые выделяются молодым семьям и другим категориям граждан, недостаточны для покупки или строительства жилья. Практика показывает, что ипотека под 12-16 процентов для селянина дорога. Нужен какой-то нетрадиционный подход. Хороший опыт решения вопроса на основе частно-государственного партнерства имеется в Оренбургской области, где с целью активизации жилищного строительства создано ОАО "Сельский дом" (учредители - администрация области).

Деятельность "Сельского дома" осуществляется за счет использования денежных средств областного бюджета на возвратной основе сроком на 15 лет под 2-6 процентов. Целевой заем застройщику предоставляется на оплату строительно-монтажных работ, стройматериалов, услуг, транспорта, механизмов. Возврат средств идет через три года после ввода жилья в эксплуатацию. За период с 2000 года по 2009 год было выделено денежных средств на 1 млрд. 793 млн. рублей, из которых уже возвращено 414 миллионов. Сдано в эксплуатацию 12 тысяч усадебных домов. Причем не где-то вокруг областных центров, а именно в глубинке - для врачей, учителей, молодых специалистов.

Важным фактором снижения себестоимости строительства на селе является опора на местные строительные материалы. В недалеком прошлом регионы имели сезонные кирпичные заводы, небольшие цеха по выпуску железобетонных изделий, мелкоштучных материалов, первичную переработку лесоматериалов и так далее. Необходимо модернизировать оставшиеся предприятия, предоставив льготные кредиты на приобретение новых технологий и оборудования.

Предложения президента ОАО "Центрсельстрой" С. Мытарева пришлись ко двору Минсельхозу.

- Они находятся в русле утвержденной председателем Правительства России Концепции устойчивого развития сельских территорий и плана по ее реализации, - заявил замминистра сельского хозяйства Александр Петриков. - И все, что в ней написано, надо, конечно, персонализировать в конкретные предложения для будущего проекта государственной программы развития сельского хозяйства на 2014-2017 годы. Важно также, что это развивается на кооперативной основе, учитываются интересы сельхозпроизводителей.

Директор Департамента сельского развития и социальной политики Минсельхоза Дмитрий Торопов обратил внимание на удешевление строительства за счет создания стройиндустрии местных стройматериалов, создание дополнительных рабочих мест в межсезонье. Разработка проектно-сметной документации на маленький домик, семейную ферму не потребует экспертизы. И это укорачивает сроки финансирования и получения кредитов в банке.

Оренбургский опыт действительно заслуживает внимания. По опыту известно, в городах инвесторы строят многоэтажные дома, потом их продают, но, к сожалению, многие пустуют, потому что цена кусается. А 12 тысяч домов, что построены в сельской местности Оренбуржья, обжиты селянами. И самое главное, бюджет участвует - на возвратной основе.

Не в бровь, а в глаз попал гендиректор ОАО "Татагропромстрой" Ирек Закиров:

- По телевизору много говорят о надоях молока, центнерах зерна, но никто не говорит о быте крестьянина, укладе жизни. Ныне увлеклись строительством гигантов-комплексов, где будет занято всего 50, 60, 100 человек. А остальных крестьян чем занять? Сегодня ведь и печку выложить пенсионеру нет кирпича, он должен в областной центр ехать, а там на таких мелких потребителей и не смотрят. Забор поправить нельзя, потому что нет доски. Есть какие-то рынки, но они тоже не приближены к селу. Я считаю, что все эти вопросы должны быть у всех на виду и решаться масштабно, с господдержкой. Но почему в стороне от сельских болячек стоит Министерство регионального развития?

Сергей Лисовский, член Совета Федерации, выразил опасение: создадим монополиста, который просто за счет монополии будет увеличивать затраты селян на стройку? Ему возразил  Н.Габибов: возьмем горные районы, где в основном люди живут отходничеством и заняты строительством. Их надо обучать, в какую-то организационную форму привести, развивать базы. Поэтому профессиональная строительная организация с вертикальной и даже с горизонтальной интеграцией нужна. А еще лучше создавать учебно-производственные кластеры.

В "яблочко" попал гендиректор читинского ОАО "Агропромстрой" Александр Суворов, который заявил: "Сегодня на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири обострилась ситуация в связи с медленной экспансией китайского капитала, который присутствует в переработке сельхозпродукции - у него теперь есть мельницы, трактора, система переработки мяса. Имеются вклады в сельхозпредприятия. Кооперативы "Центрсельстроя" стали бы противовесом в приграничных районах Забайкальского края на основе развития стройиндустрии, помогли закрепить население. Дело в том, что спустя год после нашего предыдущего заседания с этих территорий уже уехало 7 тысяч человек. Это очень серьезный вопрос, не только экономический, но и политический".

Сегодня сделана попытка объединить усилия и организовать сельских строителей, завершил дискуссию председатель Аграрного комитета СФ Геннадий Горбунов. Речь идет не только о возведении животноводческих объектов, а прежде всего, развитии социальной инфраструктуры - строительстве школ, детских садов, амбулаторных пунктов, жилья. Программа будет рассматриваться правительственной комиссией под председательством В. Зубкова. Она "обрастет мясом" - конкретными объемами, заданиями по федеральным округам, по регионам. Это наш первый шаг в развитии сельских территорий.

Наш адрес: 109542, г.Москва, Рязанский проспект, д.86/1, офис 713.
Контактные телефоны: (495) 748-00-53. Факс 748-00-53, 748-00-54. Электронный адрес: sel-stroy@mail.ru