Геосинтетические материалы широко используются в строительстве автомобильных дорог, так как они играют роль сепаратора, фильтра, арматуры, ребра жесткости, дренажа, барьера и защитника дорожных покрытий. Геосинтетические материалы – это плоские, полимерные (синтетические или натуральные) материалы, используемые в контакте с почвой/скальной породой и/или любым другим геотехническим материалом.
Геосинтетики используются для улучшения грунтового основания и в качестве армирования основания дорожной одежды и, таким образом, помогают увеличить срок службы дорожной одежды.
Укладка геосинтетиков в дорожном строительстве
В этой статье мы рассмотрим требования к материалам, конструкцию и порядок укладки геосинтетики при строительстве автомобильных дорог.
Конструкция и монтаж геосинтетиков
1. Отгрузка и хранение геосинтетиков
2. Погодные ограничения
3. Подготовка поверхности для укладки геосинтетиков
4. Нанесение защитного слоя
5. Укладка тротуарной плитки
6. Укладка накладки
Часто задаваемые вопросы о геосинтетике в дорожном строительстве
Требования к материалам для геосинтетиков
1. Ткань для укладки
Ткань для укладки должна представлять собой нетканый термоусадочный материал, состоящий не менее чем на 85% по весу из полиолефинов, полиэфиров или полиамидов.
Ткань должна быть устойчива к химическому воздействию, гниению и плесени и не иметь разрывов или дефектов, которые могут негативно повлиять на ее физические свойства.
Ткань должна быть специально разработана для применения на дорожных покрытиях и быть термоскрепленной только с одной стороны для уменьшения просачивания липкого слоя при укладке.
Ткань должна соответствовать физическим требованиям, приведенным в таблице 1.
Сверхпрочные тротуарные ткани следует использовать на участках, испытывающих необычайно высокие ударные нагрузки или большие нагрузки, например, на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках аэропортов.
Таблица 1: Физические требования к тротуарной ткани.
Свойство
Единицы
Стандартные требования
Метод испытания
Прочность на разрыв
кг
36.3
ASTM D 4632
Удлинение
%
50
ASTM D 4632
Удержание асфальта
кг/10 кв. м.
10
Texas DOT 3099
Температура плавления
Градус C.
150
ASTM D 276
Текстура поверхности
—
Термосклеивание только с одной стороны
Визуальный контроль
2. Липкий слой
Липкий слой, используемый для пропитки полотна и сцепления полотна с дорожным покрытием, должен представлять собой битум 80-100 пенетрации.
Может использоваться катионная или анионная эмульсия, не допускается использование сокращений или эмульсий, содержащих растворители.
Строительство и установка геосинтетических материалов
1. Отгрузка и хранение геосинтетических материалов
Укладочное полотно должно быть обернуто и храниться в сухом месте, чтобы оно было защищено во время хранения и транспортировки.
Укладочная ткань не должна подвергаться воздействию ультрафиолетовых лучей в течение времени, превышающего четырнадцать дней.
Рулоны тротуарной ткани должны храниться таким образом, чтобы защитить их от внешних воздействий.
При хранении на открытом воздухе они должны быть приподняты и защищены водонепроницаемым чехлом.
Ткань для укладки должна быть маркирована в соответствии с ASTM D-4873, “Руководство по идентификации, хранению и обработке геотекстиля”.
2. Погодные ограничения
Минимальная температура воздуха и дорожного покрытия должна быть не ниже 10 градусов Цельсия при проверке перед укладкой тротуарной ткани.
Температура дорожного покрытия должна быть не ниже 15 градусов Цельсия для укладки битумной эмульсии.
Ни битумная эмульсия, ни тротуарная ткань не должны укладываться, если погодные условия, по мнению инженера, не подходят.
3. Подготовка поверхности для укладки геосинтетических материалов
Поверхность тротуара должна быть очищена от грязи, воды и масла до удовлетворения инженера.
Трещины шириной 3 мм и более должны быть очищены и заполнены подходящим битумным материалом.
Материал для заполнения трещин должен быть отвержден до укладки тротуарной ткани.
Выбоины и другие дефекты дорожного покрытия должны быть устранены до укладки тротуарной ткани.
4. Нанесение защитного слоя
Липкий слой должен распыляться с помощью калиброванного распределительного распылителя.
В местах наложения полотна можно использовать кисть и ручное распыление.
Покрытие должно быть равномерно распылено на подготовленную сухую поверхность тротуара из расчета 1 кг/кв. м.
В таких местах, как перекрестки улиц, крутые уклоны или в других зонах, где часто происходит изменение скорости движения транспортных средств, обычная норма нанесения должна быть снижена примерно на 20%.
Скорость нанесения защитного слоя должна быть достаточной для пропитывания тротуарной ткани и сцепления с существующим дорожным покрытием.
Для битума минимальная температура наносимого слоя должна составлять 140 градусов Цельсия.
Ширина наносимого слоя должна быть равна ширине тротуарной ткани плюс 150 мм.
Нанесение защитного слоя
5. Укладка тротуарной ткани
Тротуарная ткань должна быть уложена на липкий слой с помощью ручного или механического оборудования для укладки с минимальным количеством складок или морщин.
Тротуарная ткань должна быть уложена до того, как остынет и потеряет свою липкость.
Тротуарная ткань не должна укладываться в местах, где толщина асфальтобетонного покрытия составляет менее 40 мм.
Излишки тротуарной ткани, выходящие за пределы края существующего покрытия или участков, на которых нанесено покрытие, должны быть обрезаны и удалены.
Морщины или складки, превышающие 25 мм, должны быть разрезаны и уложены ровно.
Все поперечные швы и иловые морщины или складки должны быть уложены в направлении укладки покрытия.
Для улучшения контакта тротуарной ткани с поверхностью тротуара необходимо использовать метлу и пневматическое укатывание.
Все участки с уложенной тротуарной тканью будут заасфальтированы в тот же день.
Поврежденная ткань должна быть удалена и заменена на ткань того же типа.
Между нахлестами укладывается дополнительная шпаклевка, чтобы удовлетворить требования по насыщенности ткани.
Нахлесты должны быть достаточными для обеспечения полного закрытия шва, но не превышать 150 мм.
6. Укладка накладки
За укладкой битумного покрытия вскоре должна последовать укладка ткани.
Укладка накладки должна производиться в тот же день, когда укладывается тротуарная ткань.
Все излишки липкого слоя, просочившиеся сквозь тротуарную ткань, должны быть удалены путем нанесения на тротуарную ткань горячей смеси или песка.
Часто задаваемые вопросы о геосинтетике в дорожном строительстве
Какое применение находят геосинтетики в дорожном строительстве?
Геосинтетики широко используются при строительстве автомобильных дорог, поскольку они играют роль разделителя, фильтрации, армирования, жесткости, дренажа, барьера и защиты дорожных покрытий. Геосинтетики используются для улучшения грунтового основания и в качестве армирования основания дорожной одежды, что способствует увеличению срока службы дорожной одежды.
С какой скоростью должен распыляться защитный слой?
На подготовленную сухую поверхность тротуара равномерно распыляется слой шпаклевки из расчета 1 кг/кв. м.
Каковы физические характеристики тротуарной ткани?
Тротуарная ткань должна быть устойчива к химическому воздействию, гниению и плесени и не должна иметь разрывов или дефектов, которые могут негативно повлиять на ее физические свойства.
Как производятся геосинтетические материалы?
Укладочное полотно должно быть изготовлено из нетканого термоусадочного материала, состоящего не менее чем на 85% по весу из полиолефинов, полиэфиров или полиамидов.