Состав и структура жесткого дорожного покрытия

Состав и структура жестких дорожных покрытий

Жесткие дорожные покрытия воспринимают нагрузки благодаря жесткости и высокому модулю упругости бетонной плиты. Нагрузки распределяются на естественный слой почвы через различные слои жесткого покрытия. Состав и структура жесткой дорожной одежды говорит нам о функции каждого слоя жесткой дорожной одежды, как описано ниже.

Состав жесткого дорожного покрытия

Как правило, в качестве основного конструктивного элемента жесткого покрытия используется портландцементный бетон. Армирование в плите осуществляется в зависимости от прочности грунта и условий нагрузки. Предварительно напряженные бетонные плиты также могут использоваться в качестве покрытия. Бетонная плита обычно укладывается на уплотненное гранулированное или обработанное основание, которое, в свою очередь, поддерживается уплотненным грунтовым основанием.
Лучшие результаты дорожных покрытий достигаются, если опорные слои под покрытием однородны. Прочность жесткого дорожного покрытия зависит в основном от бетонной плиты, поэтому она должна быть уложена прочно, а нижние слои построены из недорогих материалов, чтобы сделать его экономичным.

Состав и структура жесткого дорожного покрытия

Передача нагрузки от колеса на грунт в жестком дорожном покрытии

Структура жесткого дорожного покрытия

Структура жесткого дорожного покрытия состоит из следующих слоев.

  • Бетонная плита или покрытие
  • Гранулированное основание или стабилизированное основание
  • Гранулированное основание или стабилизированное основание
  • Морозозащитный слой
  • Грунт основания

Состав и структура жесткого дорожного покрытия

Типичная конструкция жесткого дорожного покрытия

Бетонная плита

Бетонная плита — это верхний слой жесткого дорожного покрытия, который находится в непосредственном контакте с автомобильными нагрузками. Ее также называют поверхностным слоем. Она водонепроницаема и препятствует проникновению воды в основание. Он обеспечивает трение для транспортных средств, чтобы обеспечить сопротивление заносу. Толщина бетонной плиты находится в пределах от 150 мм до 300 мм.
Состав и структура жесткого дорожного покрытия

Укладка бетонной плиты

Гранулированное основание или стабилизированное основание

Основание, гранулированное основание или стабилизированное основание — это второй слой сверху, который выполняется с использованием дробленых заполнителей. Этот слой помогает поверхностному слою воспринимать дополнительные нагрузки. Оно обеспечивает стабильную платформу для устройства жесткого дорожного покрытия.
Он также полезен для обеспечения системы поверхностного дренажа. В морозных районах морозное воздействие можно контролировать с помощью стабилизированного основания. Это помогает контролировать вспучивание грунта основания. Толщина основания должна быть не менее 100 мм.
Состав и структура жесткого дорожного покрытия

Обеспечение основания

Гранулированное основание или стабилизированное основание

Это третий слой сверху, который находится в контакте с грунтом основания и основанием. Для его устройства используются заполнители более низкого качества, чем для основания, но их качество должно быть выше, чем качество грунта основания.
Как правило, устройство основания не требуется, если транспортная нагрузка небольшая. Когда нагрузка превышает 100000 фунтов, его следует сооружать.
Его основная функция заключается в обеспечении поддержки верхних слоев, он также служит в качестве регулятора морозного воздействия и предотвращает проникновение мелких частиц из основания в верхние слои. Дренажная система также улучшается при наличии основания.
Состав и структура жесткого дорожного покрытия

Укладка подстилающего слоя

Морозозащитный слой

В регионах с низкими температурами существует проблема воздействия мороза на дорожное покрытие. Если почва содержит высокий уровень грунтовых вод, то при низких температурах вода замерзает и под основанием образуется морозное пучение, которое вызывает подъем дорожного покрытия из-за неравномерного образования кристаллов льда.
Аналогичным образом, когда лед растает, дорожное покрытие будет проникать в грунт при воздействии на него нагрузки. Для преодоления этой проблемы необходимо предусмотреть морозозащитный слой. Как правило, хорошее основание и подстилающий слой сами по себе являются защитным слоем от мороза.
Рис. Образование кристаллов льда в почве, восприимчивой к морозу

Образование кристаллов льда в почве, восприимчивой к морозу

Грунтовое основание

Грунт основания — это не что иное, как существующий слой почвы, который уплотняется с помощью оборудования для создания устойчивой платформы для жесткого дорожного покрытия. Грунты основания подвержены меньшим напряжениям, чем верхние слои, так как напряжения уменьшаются с глубиной.
Грунты основания могут значительно отличаться друг от друга. Напряжения, исходящие от верхних слоев, воспринимаются разными грунтами по-разному. Некоторые почвы могут сопротивляться им, а некоторые — нет. Это зависит от взаимосвязи текстуры, плотности, содержания влаги и прочности грунта основания. Поэтому перед строительством необходимо провести надлежащее обследование грунта основания.
В то же время слои дорожной одежды, расположенные над грунтовым основанием, должны быть способны уменьшить нагрузки, действующие на грунт основания, чтобы предотвратить смещение слоев грунта основания.
Состав и структура жесткого дорожного покрытия

Подготовка грунта основания

Читайте далее:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центрсельстрой